Ген «вечной молодости», эмбриональные стволовые клетки и опухоли эпителиальной ткани

Ученые из испанского национального онкологического центра впервые обнаружили присутствие «эмбрионального» гена Nanog в клетках взрослого организма.

Справка. Напомним, что стволовые клетки — основной «строительный материал» для всех видов тканей живого организма. Это касается, в первую очередь, эмбриональных клеток (ЭСК). Своими уникальными свойствами (способность к бесконечному делению, поддержание состояния стволовости, запрет на дифференцировку – то есть знаменитое «бессмертие» ЭСК) они обязаны, прежде всего, функционированию гена Nanog. Имя «Nanog» дано гену в честь города вечной молодости из кельтских мифов Тир-Нан-Ог.

В июльском номере журнала NatureCommunicationsсообщается об обнаружении Nanog в клетках многослойного эпителия пищевода, кожи и влагалища взрослых мышей. Дальнейшие эксперименты с линиями животных с постоянной экспрессией Nanog показали, что клетки эпителия у них делятся, склонны к гиперплазии и перерождению. Интересно, что этот эффект Nanog наблюдался исключительно в клетках многослойного эпителия. Клетки печени, почек были абсолютно индифферентны к присутствию гена. Авторы исследовали образцы многослойного эпителия онкологических больных и также обнаружили в них повышенную экспрессию Nanog. При блокаде гена молекулярно-биологическими методами клеточная пролиферация снижалась. Авторы высказывают предположение, что блокаторы экспрессии Nanog смогут стать «лекарствами» в терапии рака пищевода, кожи и влагалища.

Источник: StemCellsTM.com