Стволовые клетки материнского молока обнаружены в органах и тканях потомства

Семь лет назад биологи обнаружили присутствие в грудном молоке нестин- положительных стволовых клеток (Cell Tissue Res. 2007 Jul;329(1):129-36).
Справка:Белок нестин, хорошо известный маркер стволовых клеток, регулирует образование нервно-мышечных соединений — контактных точек между мышечными клетками и моторными нейронами.

С какой целью присутствуют эти клетки в грудном молоке? Ученые из Университета западной Австралии выдвинули гипотезу о том, что стволовые клетки матери через грудное молоко «достраивают» организм ребенка. Для ее проверки были создана линия мышей, в геном которых был введен ген tdTomato. Это особенный ген, позволяющий «увидеть» клетку: будучи подсвечена флуоресцентным светом, она приобретают характерный красный цвет. Кормящим самкам со светящимся молоком подкладывали не модифицированных (диких) новорожденных мышат. Таким образом, любая материнская клетка могла попасть в организм детеныша исключительно через грудное молоко. Изучив потомство, ученые сделали два важных наблюдения.

Во-первых, светящиеся материнские клетки обнаруживались повсеместно — в мозге, тимусе, поджелудочной железе, печени, селезенке и почках.

Во-вторых, эти клетки, в зависимости от места нахождения в организме потомства, приобретали соответствующие функциональные свойства. Так, в мозге они имели все признаки нейронов, в печени секретировали альбумин, а в поджелудочной железе — инсулин.

Это очень любопытное открытие, которое уже само по себе может иметь терапевтическое применение в медицине. Авторы отмечают также, что стволовые клетки грудного молока не вызывают в отличие от эмбриональных развитие опухолей при трансплантации.
Чтобы доказать универсальность обнаруженного механизма связи мать-ребенок в эволюции, австралийские биологи планируют дальнейшие эксперименты на обезьянах.