Фенол, убивающий раковые клетки, или еще раз о пользе оливкового масла

Человечество давно оценило пользу оливкового масла, ключевого компонента средиземноморского рациона и одного из самых древних видов пищи (масло стали использовать за восемь веков до нашей эры!). Медиками замечено, что жители Ближнего Востока и Средиземноморья — регионов традиционного возделывания оливковых садов, гораздо реже страдают от заболеваний сердечно-сосудистой системы, инсультов и старческой деменции, чем жители остальных регионов Европы. Этот факт связан с тем, что в рационе их питания присутствует оливковое масло.

Кстати… В результате недавнего обследования 1830 пожилых жителей Нью-Йорка выяснилось, что у людей, которые на протяжении минимум 14 лет придерживались средиземноморской диеты, болезнь Альцгеймера встречается на 32-40% реже, чем у тех, кто питался по-другому.

Открытый недавно фенол олеокантал содержится исключительно в оливковом масле первого, холодного, отжима (так называемом “Extra Virgin”). Группа исследователей из хантеровских института питания и онкоцентра (Арканзас, США) изучили механизм, с помощью которого олеокантал убивает раковые клетки. Ранее предполагалось, что это хорошо известный механизм апоптоза, или программируемой клеточной смерти, суть которого в активации целого ряда ферментов-киллеров, так называемых каспаз. Апоптоз — это событие протяженностью от 16 до 24 часов. Однако при внесении олеокантала в суспензию раковых клеток, ученые наблюдали парадоксальную, стремительную гибель опухолевых клеток в течение 30 мин. Выяснилось, что фенол способен проникать внутрь клеток и разрушать лизосомы, клеточные органоиды, в полости которых поддерживается кислая среда и находится множество растворимых гидролитических ферментов. Эти ферменты и «переваривают» клетки столь молниеносно. Однако парадоксальным для ученых явилось поведение в присутствии олеокантала здоровых клеток: фенол не разрушал их! Он просто временно (на сутки) блокировал клеточный цикл, погружая клетку в своеобразный «здоровый сон». Почему олеокантал по-разному действует на здоровые и злокачественные клетки — задача ближайшего будущего. Кроме того, впереди трансфер научных экспериментов от клеточных культур к опухолям на моделях животных.

А практический вывод для наших читателей прост: продлевайте жизнь и поправляйте здоровье, употребляя в пищу высококачественное оливковое масло.